Будущим первоклашкам на занятиях по подготовке к школе частенько задают учить наизусть стихи. И это не случайно. Чтение наизусть – своего рода «лакмусовая бумажка», позволяющая определить, насколько человек готов к школе, нет ли у него проблем, которые могут помешать успешной учёбе.
Что проверяется при чтении стихов наизусть?
Коммуникативные навыки – если ребёнок без особых проблем может продекламировать стихотворение перед незнакомыми людьми в малокомфортной обстановке собеседования, он легко адаптируется к школьным требованиям.
Произвольность – чтобы выучить мало-мальски серьёзное стихотворение, необходимо сделать над собой определённое усилие. А умение осознанно и целенаправленно заниматься сложным, а подчас и малоприятным делом – важнейший признак готовности к школе.
Текстовое мышление – невозможно запомнить и внятно и выразительно прочитать стихотворение, не понимая тончайших оттенков его смысла, иногда далеко не очевидных. То есть чтение наизусть требует достаточно высокого уровня развития текстового мышления, необходимого будущему первоклашке.
Артикуляция – при чтении стихов особенно заметны незначительные дефекты артикуляции, в обычной речи сглаживающиеся.
Фонематический слух – если ребёнок упорно путает окончания поэтических строк, не понимает, что такое рифма, это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха, без которого невозможно нормальное обучение письму и чтению.
Словом, при подготовке к предстоящим испытаниям стихам стоит уделить особое внимание. Желательно, чтобы в поэтическом репертуаре будущего первоклашки было как минимум 4–5 стихотворений, которые он сможет рассказать осмысленно и выразительно.
Формируем репертуар
Однако не будем забывать, что наша задача – вовсе не поразить слушателей артистическими талантами чада или собственным изысканным поэтическим вкусом, а помочь будущему первоклашке продемонстрировать, насколько он готов к школе, чувствуя себя при этом комфортно и уверенно.
Выбранное вами стихотворение должно:
• соответствовать психологическим и интеллектуальным возможностям старшего дошкольника. Одинаково нелепо в его устах будут звучать и любовные стихи Бродского, и история про мишку, которого уронили на пол;
• быть адекватным уровню языкового развития будущего первоклассника. Обилие непонятных слов и многоступенчатых метафор существенно усложнит задачу;
• отвечать складу характера и темпераменту ребёнка. Остроумному любителю парадоксов и розыгрышей понравится учить стихи Хармса или Заходера, но они же могут поставить в тупик серьёзного уравновешенного человечка, который зато с удовольствием будет декламировать назидательные басни Крылова.
Хитросплетенья слов
Поэтический язык даже в самых, казалось бы, общеизвестных и несложных стихотворениях иносказателен. В нём много метафор, редких и устаревших слов. Не понимая их, запомнить и хорошо рассказать стихотворение крайне сложно. Поэтому, прежде чем приступать к заучиванию стихотворения, стоит проверить, понимает ли его маленький декламатор.
Убедитесь, что ребёнок точно знает смысл каждого слова и всего стихотворения в целом.
Чётко объясните ему незнакомые слова, если речь идет о неизвестных реалиях – найдите подходящие картинки в энциклопедии или Интернете.
Особое внимание обратите на средства художественной выразительности: метафоры, гиперболы и т. д. Объясните ребёнку, зачем их употребляет автор, что он имеет в виду.
Когда всё станет ясно, обязательно прочтите стихотворение ещё раз: медленно и четко, чтобы у ребёнка в сознании успел сформироваться образ каждой поэтической строки.
Ну, а как же, собственно, учить стихи? Стратегия будет во многом зависеть от того, какой канал восприятия информации является для вашего ребёнка доминирующим: слух, зрение или тактильная память.
Слушаем…
Аудиалами называют людей, у которых ведущий канал восприятия – слух. Такому ребёнку важно услышать и повторить текст несколько раз подряд.
Прочтите вслух первое четверостишие несколько раз, акцентируя рифмы. Для аудиала это звуковые маяки, опираясь на которые он, быстрее запомнит текст.
Попросите повторить первую строчку. Если есть неточности – поправьте и прочтите ещё раз всю строчку. Когда она будет воспроизведена без ошибок – переходите ко второй.
Повторите первую и вторую вместе, и так пока не уляжется в голове всё четверостишие.
Лишь после этого переходите к следующей строфе. Потом повторите первую и вторую строфу вместе и т. д.
Попробуйте вместе сочинить или подобрать из известных вам песен нехитрую мелодию к словам: поскольку дети-аудиалы, как правило, обладают хорошими музыкальными способностями, они легко выучивают тексты, положенные на музыку. Кроме того, так лучше слышно ритм.
Смотрим…
Визуалы легче воспринимают зрительную информацию. Поэтому ребенку-визуалу, чтобы запомнить стихотворение, необходимо как можно ярче и полнее зрительно представить себе всё, о чём в нём говорится.
Прочтите стихотворение вслух и разберите вместе все непонятные места.
Предложите ребёнку закрыть глаза и попытаться представить себе всё, о чём вы будете читать. Ещё раз очень медленно прочтите стихотворение, чтобы у малыша успел сформироваться зрительный образ каждой строфы. Возможно, это придётся проделать 2–3 раза.
Попросите его открыть глаза и нарисовать, что он видел. В результате у вас получится своеобразный комикс: графический конспект стихотворения.
Опираясь на этот «картинный план», ребёнок должен попытаться воспроизвести текст. Обычно это удаётся не с первого раза, но всё же достаточно быстро.
Самые удачные «комиксы» можно сохранить и сделать из них книгу.
Действуем…
Сложнее всего заучивание стихов дается кинестетикам (ведущий канал восприятия – движение), которым, к тому же, вообще бывает довольно сложно надолго сосредоточиться на каком-нибудь деле. Но и здесь есть «волшебные приёмы».
Прочитав и разобрав стихотворение, дайте малышу в руки палочку, на которой закреплена длинная толстая нитка.
Предложите сыну или дочке «смотать клубочек из стихотворения». Пусть наматывает нитку на палочку, а вы в это время ещё раз медленно и, главное, ритмично читаете стихотворение вслух.
Пусть ребёнок попробует повторить с вашей помощью небольшой кусочек текста, разматывая клубочек. Повторите несколько раз, пока дело не пойдёт на лад.
Убираем клубочек, прячем ручки за спину и «наматываем понарошку».
Если ребёнку не нравится сматывать клубочек, предложите складывать на блюдо шарики или камешки, нанизывать бусы или собирать пирамидку. Главное, чтобы каждая стихотворная строчка подкреплялась действием.
Любое использование содержания сайта detki55.ru возможно только с предварительного письменного согласия администрации сайта.
За содержание рекламных материалов ответственность несут рекламодатели.
Администрация сайта не осуществляет проверку достоверности мнений посетителей, оставленных в сообщениях на форуме и в комментариях, и ответственности за опубликованную постителями информацию не несет.